Тексты | Ржавая подкова

Наталья Яблокова
Пещеры в художественной литературе

Статья опубликована в приложении "Вестник УСА", N2(27), 2000

Во всех районах, где встречались пещеры, они с древнейших времен служили людям надежным домом. Потом люди ушли из пещер, и отношение к ним стало двойственным: с одной стороны - надежное, если надо, тайное убежище, с другой - опасное место, где живут всякие страшилища. В былые времена ведь не редко приходилось отвоевывать пещеру у пещерных медведей и других далеко не дружелюбных животных, да и те же летучие мыши могли страху нагнать во времена дефицита хорошего освещения.

Пещеры и привлекали и пугали. В одних пещерах были подземные церкви, святилища (буддистские гроты Индии, храмы Бирмы, Цейлона, египетские храмы и христианские святилища - Чудеса подземного мира, сочинение Гартвига, Москва, 1865), другие пещеры использовались для казни преступников. В одних пещерах молились отшельники, в других - прятали награбленное разбойники и контрабандисты... Но это все недалеко от входов, а что же там дальше, за неприступными обрывами, в залах, куда не проникает свет факелов?

Как захватывающе писали о пещерах в прошлом веке! Вот книга "Пещеры-ледники" (Ю. Листов, Санкт-Петербург, 1885): "Вечно царящий в пещерах мрак, шум вод, низвергающихся в бездонные пропасти, причудливые формы громадных, белых, как снег сталактитов, - все это в связи с неизвестностью, что скрывается там, далее в глубоких и темных подземельях, - постоянно разжигало воображение человека и создало, в заключение, ту поэтически-таинственную окраску пещер, которую мы встречаем почти у всех народов..."

Пещеры часто употребляются в сказках и легендах народов, живущих в карстовых районах. Перелистаем еще страницы старых книг... "Пещеры издавна привлекали внимание как темные пути в таинственные недра Земли, населенные сказочными чудовищами..." - писал П. Вольфногорский в книге "В недрах Земли", изданной в Москве в 1913 году. Про некоторые пещеры говорили, что они открываются только в определенные дни года, а в другие дни в них проникнуть невозможно. В этих пещерах живут различные таинственные существа - духи, феи, колдуньи и страшные драконы. Одни из них добрые, а другие злые.

Такое двойственное отношение к пещерам как к убежищам темных и светлых сил нашло отражение в мифах, легендах и сказаниях.

Чаще пещеры представлялись убежищем черных сил, от которых следовало держаться подальше.

В Аравии смелые бедуины, сопровождавшие европейского путешественника в прошлом столетии, были объяты ужасом при входе в пещеру, так боялись они обитающих в ней злых духов. Только прочитав молитвы, решились они войти в пещеру. Про эту пещеру рассказывали, что раньше жил в ней разбойник Шак и что в пещере спрятаны несметные сокровища, охраняемые целым сонмом злых духов.

В Азии многие пещеры выглядят как дворцы, обставленные с восточной роскошью. Наверное, эта роскошь и навеяла фантазии о спрятанных сокровищах. Всем известны сокровища сорока разбойников, спрятанные в пещере (сказка про Али-бабу и сорок разбойников). Вообще в арабских сказках (перечитайте "1000 и 1 ночь") пещеры упоминаются очень часто. Алладин прячет в пещере своих жен (вероятно, отголоски того времени, когда пещеры служили жильем, укрытием); не раз попадает под землю в своих путешествиях смелый Синдбад. "... я все ехал, не останавливаясь, к тому месту под горой, в которое втекала река. И я ввел лодку в этот проход и оказался под горой в глубоком мраке, и лодка уносила меня по течению в теснину под горой... река то расширялась, то сужалась, и мрак сильно утомил меня..." И еще в одном путешествии Синдбад снова попадает в подземную реку, насквозь проходящую под горой. А на одном острове он оказался заживо "похоронен" в пещере (колодце) со своей умершей женой и ему посчастливилось спастись, только отыскав другой выход из пещеры (горизонтальный).

Вертикальные пещеры в сказках только для черных дел и использовались. В тувинских (Сибирь, верховья Енисея) народных сказках описывается яма - пропасть глубиной в шестьдесят саженей. Так туда кости доброго богатыря сбросили, но не удалось его одолеть: мальчик-силач (наверное, юный спелеолог тех времен) спустился в пропасть и вынес кости, ну а оживить в те времена особого труда не составляло - всех хороших обязательно в конце сказки оживляли.

Перелистаем Мифы Древней Греции. Чувствуется, что вокруг достаточно карстовых районов! Подземные боги правят подземным царством мертвых и только в двух или трех местах на Земле есть глубокие и узкие горные щели, дикие расселины и пещеры, через которые можно пройти в царство Плутона. В глубокую пропасть разгневанный Зевс сбрасывает Прометея; в глубокой темной пещере живет страшный лев, которого в конце концов поражает доблестный Геракл. Совершая свои подвиги, попадает Геракл в Италию, где хитрый великан ворует у него быков и загоняет их в глубокую пещеру. Темный мрачный лабиринт Минотавра - это уже искусственное сооружение. Множество пещер встречается в его странствиях Одиссею: в пещерах живут циклоп Полифем и его соплеменники; в морские пещеры затаскивают корабль моряки, чтобы переждать бурю; в уютном гроте, обвитом снаружи виноградной лозой, встречает героя могущественная прекрасная нимфа Калипсо.

Богатая фантазия греков и римлян населяла пещеры фавнами, селенами и нимфами. Галлы и готы считали пещеры убежищем драконов и фей, а славяне видели в них жилище злого и грозного Змея Горыныча.

О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. Про одну из пещер на берегу Иртыша рассказывают, что в ней скрылся вышедший из реки змей, и там, где он полз, осталась выжженная тропинка.

В пещеры, полные опасностей, отваживались проникать только очень смелые люди. Матушка богатырю Добрыне Никитичу говорила: "Не набно ездить тебе на дальнюю гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные". Да когда Змей Горыныч полонил молодую Забаву Путятичну, не испугался богатырь Добрыня, пришел в пещеры глубокие, где жил Змей Горыныч, победил его и много народу из плена выпустил. И Илье Муромцу довелось из глубокого подземелья пленников вызволять (правда, не от змея, а от Красной девицы выручать. Девица эта сорок женихов в подземелье глубокое посбрасывала. - Былины, Киев, 1978).

У поляков тоже в пещерах жил змей. Древнее польское предание рассказывает, что народ терпел величайшие бедствия от страшного змея, который жил в пещерах горы Вавель. Змей этот истреблял и людей и животных. Князь Крак (от имени которого произошло название города Краков) употребил хитрость, чтобы избавить свой народ от змея.

На острове Эймео, на высокой горной вершине находится сквозное отверстие. По древнему сказанию таитский бог войны Оро бросил через море копье в бога Эймео, но не попал. А страшное оружие пролетело как молния через гору (Чудеса подземного мира, сочинение Гартвига, Москва, 1865).

Множество подобных пещер находится на норвежских скалистых берегах и множество романтических легенд о них.

Навеяны поэтические легенды и крымскими пещерами - древние легенды о пещере Ухо Земли разыскали феодосийские спелеологи.

Некоторые пещеры во Франции, грот в окрестностях Триеста, сами по себе обладали в глазах народа чудодейственной силой: могли исцелять от всевозможных болезней или обладали другими таинственными силами. А в тофаларских (Сибирь, Иркутская область) сказках, в лесу под землей находится чудесная страна, где живут бессмертные человечки - запасы воды у них там большие. В Сибири местные жители считали Удинскую пещеру населенной племенем волосатых карликов.

В средневековые времена в Германии создаются поэтические легенды о пещерах и их обитателях - коварных кобольдах, владевших несметными рудными богатствами...

Вероятно, небольшие пещеры и уютные гроты человечество населяло приятными персонажами (например, нимфы Древней Греции), а мрачные, длинные или глубокие опасные пещеры пугали их. На Кавказе в прошлом веке местные жители рассказывали легенду о великане, прикованном богом за гордыню в глубине пещеры Абрскила - и мысль об осмотре пещеры вызывала у местных жителей суеверный ужас. Предательское действие углекислого газа в пещере дало повод к созданию древних мифов о Химере и Василиске (страшных ядовитых чудовищах, обитающих вблизи вулканов).

Упоминаются пещеры и в ногайских (Северный Кавказ) сказках. Там, для спасения народа от злого одноглазого Аздаа, смелый юноша роет глубокий подземный ход и за девяносто дней путешествия по этому ходу приводит народ в другую страну.

Я тут писала в основном о европейских и азиатских легендах, но, несомненно, пещеры упоминаются и в фольклоре других частей света (в Африке, например - это легенды о пещере Соф-Омар в Эфиопии). Везде, где встречались пещеры, люди не могли оставить без внимания эти таинственные феномены природы.

А теперь поставим на полку народные сказки, мифы, сказания и возьмем более позднюю литературу. Часты упоминания пещер и в литературных сказках - опять же, если автор поселяет своих героев туда, где издавна известны пещеры. Часто он берет уже существующих в фольклоре персонажей и заселяет их в подходящую пещеру. Гномы и разные пещерные человечки встречаются нам в сказках братьев Гримм. В своих уральских сказках Бажов поселил под землей Хозяйку Медной горы, а специалист по средневековому фольклору и мифологии Толкиен в серии романов про хоббитов не только показал множество подземных жителей, но и каждому подобрал подземелье - по вкусу, по характеру. В благоустроенных уютных многокомнатных норах с комфортом располагались хоббиты. В запутанных лабиринтах с подземными озерами, иногда достаточно просторных, иногда тесных и низких, прятались гоблины. Громадные тролли жили в мрачных гротах с заваленным костями полом (вероятно величина и мрак отдельных подземелий и породила легенды о громадных страшилищах, живущих в них). Гномы чаще заселяли пещеры искусственные, со сделанными, как по линейке, просторными ходами. "Это вам не гоблинские туннели и не корявые подземные ходы в пещерах лесных эльфов. Коридор в горе был сделан гномами в расцвете их могущества и мастерства..." В самых неопасных и светлых (вероятно, от наличия множества входов) пещерах Толкиен поселил эльфов, обычно живущих в лесу. Вероятно, пещеры с большим количеством углекислого газа и с малым содержанием кислорода навеяли описание логова Шелоб "Чем выше поднимался ход, тем труднее становилось дышать". Конечно, в конце такого хода должно жить ужасное, лишающее жезни чудовище! Конечно же, и злой дракон обитал в пещере. А какие подземные чудеса описывает Толкиен, когда пишет о пещере, в которой прятались жители Рохана:"... громадные залы, полные музыкой звенящей воды. Их подземные озера прекрасны... все вокруг заискрилось и замерцало: камни, кристаллы, извивы полупрозрачного мрамора... в глубине залов стоят колонны розовые как заря. Они вздымаются из многоцветного каменного пола к сверкающим сводам. Занавесы прекраснее облаков на закате, копья кристаллов, знамена, башни висячих дворцов. Это великолепие отражается в тишайших водах. Мерцающий мир скрыт в их прозрачных глубинах. И так без конца..." Чувствуется, что Толкиен не только по мифологии специалист, но и в пещерах побывал - знает, о чем пишет!

Сказка Черная курица и подземные жители - забыла?

В современных сказках пещеры заселялись не только традиционными гномами, Драконами и другими традиционными подземными жителями. В волшебной стране, куда путешествовала девочка Элли, Волков поселил в пещере целый народ подземных рудокопов. Жили там и драконы, и шестипалые чудовища, и даже источник волшебной воды там был... (Конечно, Элли ведь живет в Америке, где находится длиннейшая в мире Мамонтова пещера!).

В фантастике Кира Булычева Алиса с Пашкой на специальной подземной лодке спускаются на довольно значительную глубину - метров 600 (правда, для современных спелеологов - это давно не рекорд). И кого они там только не находят: от древних людей до невиданных животных! Но у Булычева уже не ясно где эта пещера - Алиса ведь из будущего, что ей стоит к любой пещере добраться - это ведь не Илье Муромцу на коне скакать!

В современной фантастике по традиции пещеры продолжают использоваться, в основном, если надо дополнительного страху нагнать или чего-нибудь спрятать, или самим от кого-нибудь укрыться...

В несказочной художественной литературе пещеры, если попадаются, то тоже в основном для того, чтобы в них кто-нибудь заблудился, или какие-нибудь сокровища закопал (пещера у Марка Твена, где Том и Бекки заблудились; пещера с сокровищами на острове Монте-Кристо у Дюма).

А современные спелеологи на просторах России и Украины (не знаю, к сожалению, как в других странах) продолжают заселенье пещер сказочными персонажами и сочиняют про них сказки и истории, стихи и песни.

Белый спелеолог - живет, в основном, в вертикальных пещерах, следит за правильностью навески, разгильдяев пугает, хорошим спелеологам, попавшим в переделки, помогает.

Троглодит (как сказочный персонаж, родился в Киеве вместе с киевской спелеологией в 1965 году) - известный эколог, следит, чтобы пещеры не грабили. Помогал заблудившимся выйти из пещерного лабиринта, но, расстроенный варварским отношением к пещерам, стал в помощи отказывать. Идет на тихий свист и рассыпанную соль, которая является для него лакомством.

Маяка - жительница пещеры Оптимистическая, родители - львовяне. Может подшутить (особенно над теми, кто в нее не верит), например, посадить новые батарейки, сделать, чтобы лампочки у всех одновременно перегорели, или запутать хода вроде бы в хорошо известном районе.

Шуршик - добрый пещерный дух проказник. Обитает в пещерах Пинеги. Проказы обычные - то свечку задует, то пикет перенесет, а то прошуршит-протопает где-то невдалеке. Больше не знаю, но наверняка есть еще.

Причины во все времена одни и те же - мрак, неизвестность, опасность заблудиться, - рождают в пещерах недружелюбно настроенные к человеку силы. Сверкающие стены пещер навевают легенды о сокровищах. Уютные пещеры, подходящие для жилья гроты - и живут в них красавицы-нимфы, а если места достаточно, то и целый народ поселить можно. Источники чистой прозрачной пещерной воды - и вот сказания об излечении болезней, о живой воде. Какая морфология пещер, их внутреннее убранство, размеры и т. п., такие и легенды о них.

В начало документа | Тексты | Ржавая подкова